"Союз природы и творчества: Пришвин и Пастернак" Дунино – Переделкино
- Описание тура, программа
- Цены
- Отзывы
Живописный Измалковский пруд, поле, получившее прозвище «Неясной поляны», тропа вдоль ручья, где Пастернак с Корнеем Чуковским (тоже жителем Переделкина) слушали соловьев – все это пока сохранилось, несмотря на дыхание вплотную подошедшей Москвы. Переделкинская природа, прекрасная во все времена года, щедро пропитала творчество Бориса Пастернака. «Зима, и все опять впервые...»; «Мело, мело по всей земле...»; «Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем...»; «Осень, сказочный чертог, всем открытый для обзора...» – все это создавалось в Переделкине. Даже в знаменитой «Рождественской звезде», переносящей читателя в землю далекой Палестины, автор не может оторваться от любимого переделкинского поля: «Вдали было поле в снегу и погост...». Марина Цветаева писала: «Пастернак был сотворен не на седьмой день /.../, а раньше, когда создавалась природа. А то, что он родился человеком, есть чистое недоразумение. И все его творчество – лишь исправление этой, счастливой для нас и роковой для него, ошибки природы... Ибо даже тогда, когда Пастернак говорит о себе и для себя, – это всего лишь голос в хоре природы».
Пришвин пишет о природе прозой, но по существу получается тоже поэзия: «Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда белые распустятся, на реке начинается бал». Или картина ранней осени: «Тихо, и синева повисла между еще зелеными деревьями. Сквозь туман и облака солнце с утра медленно пробивает себе путь. Ночью было похолодание и, может быть, на болотах на восходе, на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели». Обоих писателей роднит органическое чувство единства живого мира, получающее воплощение в удивительных художественных образах. «Животным, – записывает в дневнике Михаил Пришвин, – от букашки до человека, самая близкая стихия – это любовь, а растениям – вода: они жаждут ее, и она к ним приходит с земли и с неба, как у нас бывает земная любовь и небесная». В последние годы жизни Михаилу Михайловичу, писателю-путешественнику, уже нелегко было выбираться в далекие странствия, а без природы он не мог. И вот нашлось удивительное Дунино, деревенька под Звенигородом, а в ней уютный, хоть и требовавший ремонта дом, от которого открывался вид на Москву-реку, а сразу за спиной начинался лес. «Одноэтажный этот дом стоит на крутом склоне, и потому веранда, расположенная на нижнем конце дома, образует второй этаж. Это было место, незаменимое для общения с природой и ночью и днем», – писала позднее вдова писателя, его верный спутник Валерия Дмитриевна.
В экспозиции дома-музея М.М. Пришвина в Дунино представлена прижизненная обстановка летней дачи: столовая, кабинет, комната жены писателя и веранда; наибольший интерес представляет библиотека писателя, его личные вещи, охотничьи и фотографические принадлежности, автомобиль «Москвич-400». На усадьбе сохранились липовая и еловая аллеи с вековыми деревьями, поляна, яблоневый сад, шиповники, жасмины, сирени, цветники. Музей расположен на живописном берегу Москвы-реки.
К счастью, сегодня мы имеем возможность пообщаться, не только с природой-вдохновительницей мастеров слова, но и посетить мемориальный дом-музей Б. Пастернака, созданный усилиями жены его сына Н.А. Пастернак и дом-музей М. Пришвина, существующий подвижничеством исследователей-филологов Л.А. Резановой и Я.З. Гришиной.
Программа тура
день